ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ЦЕНТР МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ САЙТ

ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ЦЕНТРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ФИЗИОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА

В НАЧАЛО САЙТА

 

 

Проблемы современной физиологии глазами ученых

     Общей тенденцией современной физиологии является комплексное изучение физиологических, биохимических и структурных основ жизнедеятельности человека и животных. Это необходимо для познания принципов и механизмов деятельности живых организмов на молекулярном, клеточном, органном и системном уровнях. Предполагается, что это позволит понять общие закономерности функционирования целостного организма. 

          Таким образом, актуальными являются исследования, позволяющие выявлять различные закономерности функционирования многочисленных подсистем и систем целостного организма. Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на несколько глобальных проблем, решение которых позволило бы нам значительно продвинуться в понимании, что есть живой организм.

       Одним из важнейших направлений современной физиологии по-прежнему остается нейрофизиология. Сегодня это направление правильнее называть нейробиологией, так как стираются границы между нейроанатомией (морфологией), нейрофизиологией и нейрохимией. С одной стороны, нейробиология ставит перед собой задачу изучения молекулярной организации субклеточных структур нервной ткани, их биофизических свойств, а, с другой, пытается внести свой вклад в познание комплексной организации и взаимодействия отдельных областей нервной системы. Сущность и цель нейробиологии заключается в создании теоретической основы, позволяющей понять законы поведения животных, и законы, определяющие действия и мышление человека. 

        Следующим перспективным комплексом научных работ в области физиологических наук, объединяющем такие приоритетные направления исследования как: "внутриклеточная сигнализация", "синаптическая передача", "регуляторные пептиды" и "нейрогуморальная интеграция" является изучение принципов управления физиологическими функциями организма. Как показывает весь опыт, накопленный физиологами, многочисленные патологии висцеральных органов современного человека - результат нарушений регуляторных процессов. При это причины вызвавшие сбой в управлении могут быть самыми различными: стресс, инфекционный токсикоз, неблагоприятные экологические условия и др.

        В современной иммунологии можно выделить два основных раздела: инфекционная и неинфекционная иммунология. В первом случае предметом изучения является противоинфекционный иммунитет, во втором рассматриваются проблемы, связанные с иммунопатологией, аллергией, трансплантационным иммунитетом, толерантностью. 

        Первые сведения о противоинфекционном иммунитете появились еще в Древней Греции (Фукидид, 460-400 лет до н.э.), с тех пор люди предпринимали многочисленные попытки обезопасить себя от заразных заболеваний. Вторая половина ХХ века ознаменовалась бурным развитием иммунологии, которое продолжается и в настоящее время. Основные вопросы - это изучение механизмов невосприимчивости с инфекционным болезням, роли гуморальных и клеточных факторов в формировании иммунитета, молекулярной структуры и биосинтеза антител, химической структуры рецепторов лимфоцитов, макрофагов и природы их кооперативного взаимодействия в распознавании чужеродных агентов и в выдаче соответствующих форм иммунного ответа. Исследования механизмов иммунитета требуются для разработки и совершенствования специфических методов диагностики, профилактики и лечения инфекционных болезней.


        В рамках изучения физиологических основ жизнедеятельности организма человека по-прежнему актуальными остаются комплексные исследования трудовой деятельности человека. Во-первых, это изучение закономерностей регуляции психофизиологических функций человека и управление функциональным состоянием в различных, в том числе и экстремальных, условиях трудовой деятельности. Во-вторых разрабатываются физиологические и психофизиологические основы профотбора и организации деятельности на производстве.

        Успешная разработка и решение вышеперечисленных задач не только расширит наши теоретические представления о человеческом организме, но и обеспечит реализацию обширного круга задач клинической медицины, педагогики и других отраслей.

Профессор Иркутского государственного университета,
заведующий кафедрой физиологии и психофизиологии,
И.Н. Гутник